Непал Красный флаг на крыше мира. Непальская революция изнутри: интервью с товарищем Прачандой. Из монархии - в буддистский коммунизм. Ч.-1

непал красный флаг на крыше мира. непальская революция изнутри: интервью с товарищем прачандой. из монархии - в буддистский коммунизм. ч.-1 религиозная вражда, религиозные войны – явление в мировой истории обычное. в европе xvii века христиане


Религиозная вражда, религиозные войны – явление в мировой истории обычное. В Европе XVII века христиане истребляли целые области, населенные людьми одной с ними национальности, но принадлежавшими к другой христианской конфессии.

Ислам огнем и мечом утверждал себя в Центральной Азии, в Северной Африке и на Кавказе. Но существуют и счастливые исключения – страны, в которых никогда не было раздоров на религиозной почве. Одна из них – Непал. Монастыри в Непале зачастую оказывают большее влияние на жизнь людей, чем правительственные учреждения. Совету, полученному от монаха, следуют неукоснительно. Буддистским монахом может стать всякий. При желании монах волен в любой момент покинуть монастырь и вернуться в мир. Жизнь монаха проходит в медитации. За молитву засчитывается и каждый оборот молитвенных барабанов, которые установлены во всех буддистских монастырях. Остается надеяться, что "молитвы", которые мы шептали, когда наш самолет проваливался над Гималями в очередную воздушную яму, тоже засчитаются нам в момент перерождения. Как никак, принадлежало это воздушное судно авиакомпании, названной в честь основателя буддизма)))

— Внутри буддистской общины, Сангха, фактически коммунизм. Нет собственности, кроме личной. Нет денежных отношений. Не жизнь, а беспечный рай. Жить в отсутствии проблем хотят многие, но не всех принимают, не все достойны. Поток желающих большой, и многие могут стать обузой. Но любая обуза тянет вниз, а не вверх. А потому важно принимать лишь тех, кто обузой не станет. Но буддист/коммунист - это труженик не за плату. Он не может быть обузой. Если насадить в Сангхе правила лентяев, это станет уже группой лентяев. Сангха же это община тружеников, трудящихся без принуждения и постоянно. Коммунизм требует осознанности. Рвения. Ответственности. Без личной выгоды.

— Буддистская Сангха нашла ответы как так жить. Буддизм гораздо старше, и за 2500 лет буддисты научились жить в коммунизме. Быть с единым целым гораздо эффективнее, чем быть самому по себе. Эту истину выучили уже давно. Буддисты же так живут. Буддист-коммунист имеет три отличия. Он любит трудиться и ищет возможность труда. Он любит учиться и ищет чему и как, не ждет, что его обучат. Он приятен в сотрудничестве, к нему тянутся. В итоге между такими тружениками рождается единство. Быть таким не просто. В общинах буддизма есть ограничения по возрасту. Нельзя принимать ранее 20 летнего возраста. Это связано с ответственностью. Молодые не ответственны, а Сангха это серьёзно.

— Но есть и исключение. В Сангху принимаются с 15 летнего возраста, если человек зарабатывает себе на жизнь сам. Это означает, что люди уже не будут никогда обузой и умеют трудиться. Есть и в других системах такие примеры. Православные общины при священнике. Монастыри с их укладом и общим хозяйством. Кибуцу евреев. Умма мусульман. Самадж индусов. Все эти форматы, так или иначе, предполагают коммунизм в основе. Наверное, в этом что-то есть важное и ценное. Капитализм с его индивидуализмом системе Сангха противоположен. И, всё-таки, в будущем победит одна из двух систем Или будет нечто третье



Можно ли совмещать буддистский коммунизм и капитализм Или они враги непримиримые

Смене политических формаций у подножья Джомолунгмы предшествовали такие невероятные, фантастические, невиданные события и пертурбации, которые собственно и могли произойти только в стране, где появился на свет и прожил до 29 лет сам Будда. Ничем иным и не объяснишь отказ Непала от короля, некогда живого воплощения бога Вишну, ошарашивающие результаты парламентских выборов и почти полную передачу власти и судеб государства в руки не просто коммунистической, а маоистской компартии. Впрочем, в коммунистических (социалистических) манифестах и программах всегда было столько религиозного идеализма, что Будда, может и впрямь приложил к этому руку )))

В том, что к этому причастен сам отстраненный 12-й монарх гималайского королевства Гьянендра, сомнений нет. С ним, кстати, завершится и вся 240-летняя монархическая история непальской династии Шахов (Shah) и исчезнет вообще последняя индуистская монархия мира. И все это "заслуга" последнего короля. Его величество пришел к власти при обстоятельствах странных и кровавых, после бойни, устроенной еще в 2001 году кронпринцем Дипендрой. Тот напился на обеде и перестрелял почти всю королевскую семью (всего 7 человек), включая и самого монарха, старшего брата Гьянендры, короля Бирендру. Это, кстати сказать, было величайшей "королевской резней" в истории после убийства семьи Романовых.

Новый "воплощенный бог" повел себя совсем не так как должен был бы вести себя властелин страны, стоящей на 12-м месте в списке беднейших государств планеты (средний доход на душу 260 долларов в год). Вопреки советам министров этот любитель астрологии и дорогих лимузинов сорил деньгами (еще больше хулиганил его сын), распустил парламент и узурпировал власть. Все эти безобразия кончились в 2006 году, когда доведенные до полного отчаяния королевскими эскападами парламентарии и правительство замирились с Коммунистической партией Непала (маоистской) (КПН(м), которая, вместе с союзниками, с 1996 года вела партизанскую войну против монархии, что обошлось стране в 13 тысяч человеческих жизней. Гьянендра был лишен всей власти и фактически еще тогда из под него выбили трон. Такого обилия партий с довеском "ком" нет больше нигде в мире. Любопытно, что за КПН (м) "всем составом" проголосовали "неприкасаемые" Непала, которые составляют 14 процентов населения. К обилию богов непальцы привыкли, но к обилию партий нет. Так что считать победу маоистов исключительно их политической заслугой навряд ли уместно. Похороны монархии - это не результат победы маоистов, а итог ненависти к 60-летнему Гьянендре.

Он, надо сказать, еще хорошо кончил. Лидер КПН(м), 53-летний Пушпа Камал Дахал по прозвищу Прачанда (это переводится как "вселяющий ужас") пообещал "достойный уход" королю. Он станет "простым гражданином". Его не казнят, не посадят и даже пока не отберут многочисленные чайные и табачные плантации, хотя все дворцы конфискуют в пользу государства и лишат ежегодного содержания. В этом смысле Прачанда "ужасный" поступил с королем даже благороднее, чем его политический идеал Мао. Тот, помнится, на долгие годы посадил последнего императора Поднебесной Пу И в лагерь и выпустил его лишь за несколько лет до смерти. Прачанда вообще, похоже, сильно модернизированный маоист. В своем первом интервью уже после решения по королю он заявил, что Непал пойдет по социалистическому пути в медицине, образовании, социальном обеспечении, но будет придерживаться "капиталистического способа производства". Перемирие с маоистами и их победа, похоже, не только не отпугнули от Непала туристов, но напротив их поток теперь стабильно растет. В этом году ожидают уже полмиллиона приезжих - вдвое больше, чем три года назад.

За "вычетом" Гьянендры в мире теперь останется 26 монархов (включая королей, императоров, шейхов и великих князей). Это если не считать Ватикана, который в принципе вполне можно считать единственной абсолютной монархией Европы. Все остальные европейские монархии - конституционные. За исключением разве что Испании, которая называет свою форму правления "парламентской монархией", хотя ее отличия от "конституционной" столь тонки, что навряд ли даже сильно образованный испанец в состоянии их узреть. Больше всего помазанников останется в Азии - 13. Из них самые почитаемые - Император Японии и король Таиланда. Последний - Пумипон Адульядет -вообще самый долгоцарствующий монарх мира.

Непал является одной из немногих стран мира, где коммунисты остаются серьезной политической силой, а коммунистические идеи очень популярны в народе. При этом в Непале существует парламентская система, регулярно проходят выборы, и коммунистам противостоят другие политические силы, в первую очередь – Непальский Конгресс.

Непал – край, затерянный в Гималаях. Для большинства людей это действительно так, мало кто знает о том, что именно сегодня, именно там творится история и совершаются грандиозные политические трансформации. В силу последних Непал стал республикой, отказавшись от своей традиционной формы правления – монархии. Еще полвека назад Непал называли не иначе как “страной за семью замками”. Въезд иностранцев был строго запрещен, и до 1951 г. в Непале смогло побывать всего-навсего 50 европейцев. Затерянный в Гималаях Непал вплоть до второй половины XX в. жил в изоляции от мира. Оторванность от мира способствовала длительному сохранению здесь феодальных устоев, законсервировала его средневековую отсталость. Сейчас это – страна, активно уходящая от своего традиционного прошлого и встающая на путь модернизации.

Компартия Непала была создана в 1949 году и сперва находилась под большим влиянием индийских коммунистов. После запрета в 1960 году она ушла в подполье, где раскололась на множество групп. Причиной расколов были как сугубо личные конфликты (один из расколов произошел из-за того, что лидер партии завел любовницу, что было расценено частью партии как нарушение «пролетарской морали»), так и отношение к возникшему в 1960-е годы расколу мирового комдвижения на просоветскую и прокитайскую части.

Этническая принадлежность в Непале тесно переплетена с кастовой и отчасти с конфессиональной. Здесь обычно этнические и кастовые группы не различают, а объединяют одним словом – джат. Поэтому “национальности” или “этносы” даже специалистам-этнографам здесь выделить несравненно сложнее, нежели, к примеру, в Европе. Последняя перепись населения Непала, проведенная в 1991 г., зарегистрировала 60 джат, куда попали как этнические группы (народности), так и кастовые группы. При движении на север значение индуизма и индуистской кастовой системы ослабевает. Поэтому кастовых групп более всего в тераях – 20 из 29, а этнических – в Среднем Непале 11 из 26.

В индуистском обществе в Непале, равно как и в Индии, выделяются четыре кастовые варны (группы):

брахманы – священнослужители;

кшатрии (непальцы произносят “чхетрии”) – военные;

вайшьи – торговцы, купцы, часть ремесленников;

шудры (неприкасаемые) – прислуга (подметальщики, дхоби – прачки, нау – цирюльники и т. п.), часть ремесленников (нами – кузнецы, дамаи – портные, сарки – сапожники, тели – маслобойщики и т.п.).

Отметим, что брахманы играют главенствующую роль в религиозной, общественно-политической и духовной жизни страны. Кшатрии занимают важное положение во властных структурах, среди них много государственных чиновников и высших военных.

В 1996 году радикальная часть непальских коммунистов, создавшая Компартию Непала (маоистскую) решила начать партизанскую войну. Возглавлял КПН(м) Пушпа Камал Дахал, имевший партийный псевдоним Прачанда («Неистовый»), а ведущим теоретиком партии был экономист Бабурам Бхаттараи, который разработал экономическую программу партии. Программа была вполне умеренной. Индийские маоисты радикальными методами хотели добиться вполне реалистических целей. По мнению Бхаттараи, переход отсталого Непала к социализму невозможен. Бороться нужно за ликвидацию помещичьего землевладения и за создание в стране прогрессивного промышленного капитализма, который постепенно сможет развиваться в сторону социализма. Революция должна дать землю крестьянам, покончить с ростовщичеством и оттоком капиталов в Индию, обескровливающими экономику Непала, создать смешанную экономику, где будут сосуществовать государственный и частный сектор. Иностранные инвестиции должны не пожираться правящей элитой, а направляться на развитие промышленного производства, внутренний рынок для которого расширится за счет подъема благосостояния крестьян, освобожденных от ростовщической и помещичьей кабалы.

Победа над королевской властью в Непале не упразднила экономическую зависимость Непала от Индии. Индия же блокировала любые попытки Непала перейти к экономической самостоятельности. Маоисты надеялись, что в ответ на революцию Индия вторгнется в Непал, и КПН(м) возглавит партизанскую войну, в ходе которой революция радикализируется и будут проведены все желаемые преобразования. Но Индия не вторгалась, решив влиять на ситуацию в Непале экономическими и политическими методами.

Революция забуксовала. Не было уничтожено даже помещичье землевладение. Все свелось к преобразованиям на культурном уровне, к легализации гомосексуализма и алкоголизма. Улучшилось положение женщин. Но в целом главные проблемы Непала так и не были решены. В 2009 году Прачанда после конфликта с главнокомандующим старой армии, которого он попытался сместить, ушел с поста премьера. В маоистской партии обострились противоречия. В разное время от нее откололись левые радикалы во главе с основателем партии Кираном, заявившие, что Прачанда предал революцию и нужно снова уходить в горы и браться за оружие, и правые прагматики во главе с Бхаттараи, считавшие, что нужно отказаться от устаревшей коммунистической фразеологии и строить социально ориентированный промышленный капитализм. Оставшиеся в КПН(м), переименованной в Компартию Непала(Маоистский Центр) сторонники Прачанды пошли на сближение с умеренными коммунистами из КПН(омл).

В 2015 году была принята новая конституция, провозглашающая Непал Федеративной Демократической Республикой. Согласно конституции, треть мест в парламенте должны занимать женщины. Национальные меньшинства получили автономию. В том же 2015 году мощнейшее землетрясение нанесло сильный удар по экономике Непала. На выборы в декабре 2017 года КПН(омл) и КПН(МЦ) пошли единым блоком. При этом результаты выборов показали, что доминирующей силой в коалиции являются не сторонники Прачанды, а умеренные коммунисты. На выборах в Учредительное собрание после свержения монархии маоисты получили 40% голосов и стали ведущей партией страны. Непальские коммунисты хотят переориентировать внешнюю политику Непала и, не идя на решительный разрыв с Индией, сдвинуть вектор политики в сторону Китая. Насколько удачно они смогут лавировать между Индией и Китаем и смогут ли построить в своей стране современный передовой капитализм, покажет ближайшее будущее.
Непал Красный флаг на крыше мира. Непальская революция изнутри: интервью с товарищем Прачандой. Из монархии - в буддистский коммунизм. Ч.-1

Непал Красный флаг на крыше мира. Непальская революция изнутри: интервью с товарищем Прачандой. Из монархии - в буддистский коммунизм. Ч.-1

Непал Красный флаг на крыше мира. Непальская революция изнутри: интервью с товарищем Прачандой. Из монархии - в буддистский коммунизм. Ч.-1

Непал Красный флаг на крыше мира. Непальская революция изнутри: интервью с товарищем Прачандой. Из монархии - в буддистский коммунизм. Ч.-1

Непал Красный флаг на крыше мира. Непальская революция изнутри: интервью с товарищем Прачандой. Из монархии - в буддистский коммунизм. Ч.-1

Непал Красный флаг на крыше мира. Непальская революция изнутри: интервью с товарищем Прачандой. Из монархии - в буддистский коммунизм. Ч.-1

Непал Красный флаг на крыше мира. Непальская революция изнутри: интервью с товарищем Прачандой. Из монархии - в буддистский коммунизм. Ч.-1

Непал Красный флаг на крыше мира. Непальская революция изнутри: интервью с товарищем Прачандой. Из монархии - в буддистский коммунизм. Ч.-1

Непал Красный флаг на крыше мира. Непальская революция изнутри: интервью с товарищем Прачандой. Из монархии - в буддистский коммунизм. Ч.-1

Непал Красный флаг на крыше мира. Непальская революция изнутри: интервью с товарищем Прачандой. Из монархии - в буддистский коммунизм. Ч.-1

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Популярное