Карелы и Финны Северного Приладожья // Салми (Salmi) - Суйстамо (Suistamo) - Суоярви (Suojärvi) 1894 - 1910 гг. О проблеме этноязыковой «демаркации» карел и финнов. Ч.-1

карелы и финны северного приладожья // салми (salmi) - суйстамо (suistamo) - суоярви (suojärvi) 1894 - 1910 гг. о проблеме этноязыковой «демаркации» карел и финнов. ч.-1 вопрос о финских карелах, или карелах в финляндии, стоит примерно так же, как и


Вопрос о финских карелах, или карелах в Финляндии, стоит примерно так же, как и о русских в России:

в России все русские, невзирая на этнические корни, в Финляндии – все финны, несмотря на наличие диалектных особенностей, особенностей даже ментального плана – хяме/hämäläiset и собственно финны/varsinaissuomalaiset отличаются от проживающих восточнее саволаксов/savolaiset = savakot (входивших в состав древнекарельского племени, равно как и ижора/inkeroiset) и карелов/karjalaiset.

В свое время (1920-е годы) в финских учебниках по географии и краеведению (Kaarlo Hänninen. Kansakoulun maantieto ja kotiseutuoppi yksiopettajaisia kouluja varten / Каарло Хяннинен. Учебник географии и краеведения для народных школ с одним учителем) карелы описывались следующим образом: «Карелы имеют стройное тело, они более высокие. Глаза более темные, волосы обычно русые и часто вьющиеся. По характеру карелы живые, веселые и музыкально одаренные. Но в физической работе у них нет того упорства, как у хяме. Это заметно особенно по тому, что у них нет тяги к земледелию, как у хяме. В то же время они с удовольствием занимаются торговлей. Карелы любят петь и играть на музыкальных инструментах».

Краткий экскурс в историю карелов наглядно показывает, что после первого раздела карельских территорий в 1323 году между Швецией и Новгородом по Ореховецкому мирному договору вместо единого этноса появились две этнически однородные группы – т.н. западные карелы, оказавшиеся на территории, отошедшей к Швеции, и т.н. восточные карелы на территории, отошедшей к Новгороду. Это было следствием не только политики территориальных захватов, но и борьбы между Римско-католической и Греко-католической церквами.

О слабости карельского идентитета свидетельствует то, что до сих пор среди них живет традиция называть друг друга ruotsi (восточные о западных) и ryssä (западные о восточных). Особую группу составляли карелы, пробравшиеся по водным путям на побережье Ботнического залива и даже на восточное побережье Швеции. Однако после 1595 года в связи с миграционными потоками с территорий собственно финнов и хяме они, видимо, были ассимилированы.



После заключения Столбовского мирного договора 1617 года с карельских территорий, отошедших Швеции (Кексгольмский лен/Käkisalmen lääni/Корельский уезд, частично входящий теперь в область Северная Карелия), ушло православное карельское население, в том числе и в Тверь (названную позднее Федором Глинкой Тверской Карелией). В финской исторической литературе подчеркивается тот факт, что опустевшие земли были заселены финнами. На самом деле они были заселены западными карелами из Jääske, Lappee и Äyräpää, а также саволаксами из Савилахти (Саволакс, откуда еще одно название – саволаксы). Не православными, но карелами. Оставшиеся на месте православные карелы приняли лютеранство.

В плане этнической близости финнов и карелов нужно сказать, что они из прибалтийско-финских племен являются наиболее близкими между собой. В официальной финской науке карелы Финляндии рассматриваются как часть финского этноса, а карелы российской части Карелии – как самостоятельный этнос, разделенный на северных карел, ливвиков и людиков, отличающихся друг от друга по языку, которые рассматриваются опять же как самостоятельные языки, а не диалекты единого карельского языка, поэтому классифицируются как собственно-карельский (varsinaiskarjala), людиковский карельский (lyydinkarjala), ливвиковский карельский (livvinkarjala).

В древности карелы проживали относительно обособленными группами на Карельском перешейке, в окрестностях Выборгского залива, а также на западном и северном побережье Ладоги. Здесь и сформировался так называемый древнекарельский язык, носители которого в период железного века (500 год до н.э. – 1250-1300 годы н.э.) мигрировали в Саво, на побережье Белого моря и в Северную Приботнию. Вследствие произошедшего затем разделения на шведскую и новгородскую Карелии на территории новгородской части Карелии из древнекарельского языка сформировался карельский язык, или собственно-карельский. В шведской части Карелии карельский подвергся западному влиянию, вследствие чего образовался т.н. выборгский карельский, трансформировавшийся затем в юго-восточные диалекты финского языка (kaakkoismurteet), которые называют также и карельскими диалектами финского языка.

Саволакские диалекты финского языка, имевшие распространение в области Савилахти/Саволакс/Саво и области Северная Карелия, также уводят к древнекарельскому языку. В восточно-саволакских диалектах финского языка в области Северная Карелия и сегодня присутствует огромный пласт карельских заимствований. Карельское православное население, оказавшееся на территории Швеции (как любят называть финны – Швеции-Финляндии), утратило собственно-карельский язык и перешло на саволакский диалект и юго-восточные диалекты финского = карельские диалекты финского языка. Единственным исключением остался район т.н. Приграничной Карелии (коммуны Impilahti, Korpiselkä, Salmi, Soanlahti, Suistamo, Suojärvi – ныне в составе России). Территория финской Карелии в основном относилась к Выборгскому лену (= губернии), а северная часть – к Куопиоскому лену. От той территории в составе нынешней Финляндии только области Южная Карелия и Северная Карелия.

Когда в Финляндии сегодня говорят о карелах, то имеются в виду именно эти области, то есть жители Северной и Южной Карелии, а также эвакуированные жители с территорий, отошедших к СССР. Считается, что в Южной Карелии говорят на юго-восточных диалектах финского языка (= карельских диалектах финского языка), в Северной Карелии – как считают специалисты, на саволакских диалектах финского языка. Языковая граница проходит в районе Париккалы (= от кар. parisniekka/барышник). Юго-восточные диалекты, или карельские диалекты финского языка подразделяются на диалекты, напоминающие собственно-карельский во внутренних районах и ижорский на побережье. Но несмотря на это, к жителям Северной Карелии относятся как к карелам, а не как к саволаксам, при этом часть из них считают себя восточными финнами. Эвакуированные в 1944 году карелы (из 430 тысяч эвакуированных жителей карелов было 407 тысяч) были размещены по территории всей страны.

Из числа эвакуированных карелов мало кто сохранил карельский язык, перейдя на финский. Численность карелов Финляндии, владеющих сегодня карельским языком, колеблется в пределах 4-12 тысяч человек. Из 30 тысяч карелов, ушедших в Суоми после подавления Карельского восстания 1921-22 годов, никто язык не сохранил. В настоящее время в Суоми интерес к языку огромный, создана сеть языковых гнезд (северокарельский и ливвиковский) и курсов. Если говорить об этнических карелах (то есть карелах в общепринятом финнами понимании), то их численность может колебаться в пределах 450-500 тысяч человек, но в языковом плане их число незначительно. Если же включить в это число и население Северной и Южной Карелии, то численность может достичь одного миллиона человек. На бытовом уровне собственно финны и хяме говорят о саволаксах и карелах как о едином этносе, сами саволаксы и карелы также не отделяют себя друг от друга, но противопоставляют хяме и собственно финнам.

Можно ли говорить, что от Ботнического залива до Белого моря и Ладоги жил (живет) один народ с множеством диалектов, делящийся на субэтносы (те же летописные сумь-ямь-хяме, или, скажем, савакоты, не говоря о ливвиках, людиках в российской Карелии)

Нет, нельзя. Единого этноса (с субэтносами) с единой территорией не было. Была карельская экспансия от Ладоги и с Карельского перешейка к Белому морю (и дальше до Ледовитого океана), к Ботническому заливу. Карело-саволакская экспансия на север нынешней Суоми, в том числе саволакская на север нынешней Норвегии. Эти потоки в какой-то период смешались с потоками хяме, двинувшимися также на север и восток. На территории современной Суоми практически было четыре племени: сумь = собственно финны, емь/ямь = хяме, саво = саволаксы и корела = карелы.

Карелы же российской части Карелии – людики, ливвики, собственно карелы – по общепринятой концепции считаются: людики – преобладающая составная вепсская, но включает карельский элемент; ливвики – преобладающая часть карельская, но включает вепсский элемент, собственно карелы – исторически «чистая» часть карелов.

Встречаются утверждения, что собственно-карельский язык и литературный финский это одно и то же.

Это не совсем одно и то же, но на базе собственно-карельского (на базе рун калевальской метрики), собственно говоря, Элиас Лённрот и стал создавать литературный финский язык. Хотя «отцом» финского письменного считается Агрикола, автор первого перевода Библии.

Можно ли «найти» карелов в Финляндии - кто они, стали ли частью гражданской нации финнов Или все-таки есть разница..

Разницу между карелами (и саволаксами), с одной стороны, и финнами (и хяме), с другой, можно заметить только в разговоре (например, карельско-саволакское mie, sie, myö, työ /я, ты, мы, вы против собственно-финского minä, sinä, me, te и т.п.), а также во внешних признаках, описанных выше. Какие-то различия можно увидеть в деревянной архитектуре, но сегодня и этот компонент нивелирован. Карелы фактически растворились в едином т.н. финском массиве и маловероятно, что они вернутся к своему прошлому в будущем.
Карелы и Финны Северного Приладожья // Салми (Salmi) - Суйстамо (Suistamo) - Суоярви (Suojärvi) 1894 - 1910 гг. О проблеме этноязыковой «демаркации» карел и финнов. Ч.-1

Карелы и Финны Северного Приладожья // Салми (Salmi) - Суйстамо (Suistamo) - Суоярви (Suojärvi) 1894 - 1910 гг. О проблеме этноязыковой «демаркации» карел и финнов. Ч.-1

Карелы и Финны Северного Приладожья // Салми (Salmi) - Суйстамо (Suistamo) - Суоярви (Suojärvi) 1894 - 1910 гг. О проблеме этноязыковой «демаркации» карел и финнов. Ч.-1

Карелы и Финны Северного Приладожья // Салми (Salmi) - Суйстамо (Suistamo) - Суоярви (Suojärvi) 1894 - 1910 гг. О проблеме этноязыковой «демаркации» карел и финнов. Ч.-1

Карелы и Финны Северного Приладожья // Салми (Salmi) - Суйстамо (Suistamo) - Суоярви (Suojärvi) 1894 - 1910 гг. О проблеме этноязыковой «демаркации» карел и финнов. Ч.-1

Карелы и Финны Северного Приладожья // Салми (Salmi) - Суйстамо (Suistamo) - Суоярви (Suojärvi) 1894 - 1910 гг. О проблеме этноязыковой «демаркации» карел и финнов. Ч.-1

Карелы и Финны Северного Приладожья // Салми (Salmi) - Суйстамо (Suistamo) - Суоярви (Suojärvi) 1894 - 1910 гг. О проблеме этноязыковой «демаркации» карел и финнов. Ч.-1

Карелы и Финны Северного Приладожья // Салми (Salmi) - Суйстамо (Suistamo) - Суоярви (Suojärvi) 1894 - 1910 гг. О проблеме этноязыковой «демаркации» карел и финнов. Ч.-1

Карелы и Финны Северного Приладожья // Салми (Salmi) - Суйстамо (Suistamo) - Суоярви (Suojärvi) 1894 - 1910 гг. О проблеме этноязыковой «демаркации» карел и финнов. Ч.-1

Карелы и Финны Северного Приладожья // Салми (Salmi) - Суйстамо (Suistamo) - Суоярви (Suojärvi) 1894 - 1910 гг. О проблеме этноязыковой «демаркации» карел и финнов. Ч.-1

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Популярное